Занятие
организованной образовательной деятельности
по развитию речи на тему:
«День защитника Отечества»
Цель: формирование представлений детей об армии, о родах войск, об особенностях военных профессий.
Задачи:
Образовательные: - уточнить представления детей о нашей армии; - формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки (танкист, лётчик, моряк, пограничник)
Развивающие: - развивать связную речь, внимание, мышление;
- развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа и числительные с существительными.
Воспитательные: - воспитывать уважение и любовь к Родине, гордость за наших воинов и уважение к людям военных профессий.
Предварительная работа:
- беседы о защитниках нашей Родины;
- чтение художественной литературы о Российской Армии;
- заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
- рассматривание картинок «Защитники Отечества»
Словарная работа: Отечество, защитник, артиллерист.
Методические приёмы:словесный, наглядный, показ, пояснения, поощрения, индивидуальная работа, анализ.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: Открытка, рассматривание иллюстрации по теме «Солдаты разных родов войск», макет: модели военной техники, конверт с письмом, картинки для игры «Один - много».
Ход ООД
Организационный момент (дети стоят на коврике)
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс нам письмо. Хотите узнать от кого и что нам пишут? Дети: - Да Воспитатель: Давайте прочитаем.
Здравствуйте, ребята! Мне сегодня Мальвина подарила вот такую открытку с 23 февраля (показывает). Ребята, помогите узнать, что за праздник отмечают 23 февраля в нашей стране.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино.
Дети: - Да
Воспитатель: Кто скажет, что за праздник отмечают 23 февраля?
Дети: «День защитника Отечества»
Воспитатель: Верно, как вы думаете, кто такие защитники? Дети: Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Родину? Дети: Нет Воспитатель: Совершенно верно, не зря сказано «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Воспитатель: Чтобы стать защитниками нашей Родины, нужно быть сильными и крепкими.
И начнем мы с разминки язычка:
Чок-чок-чок- поработай язычок.
- «Почистить пулемет» По очереди чистим нижние и верхние зубы.
- «Танк»-многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…
- «Пулемётная очередь» - рот открыт, губы в улыбке произносим длительно звук д-д-д.
Чистоговорка
Жу-жу-жу – я границу сторожу,
Ши-ши-ши – зашуршали камыши.
Жу-жу-жу – я в дозоре хожу,
Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.
Игра «Кто что делает?»
Воспитатель: Наша армия большая и сильная. Давайте вспомним, что делают, чем занимаются военные. Я называю профессию, а вы говорите, что делает этот человек.
Воспитатель: Летчик.
Ребенок : Управляет самолетом.
Воспитатель: Капитан военного корабля.
Ребенок: Управляет кораблем, отдает команды.
Воспитатель: Танкист.
Ребенок: Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет.
Воспитатель: Пограничник.
Ребенок: охраняет государственную границу.
Воспитатель: Подводник.
Ребенок: охраняет границу с моря, служит на подводной лодке.
- И с этим заданием вы справились.
Составление описательного рассказа Воспитатель: А сейчас, ребята давайте, попробуем рассказать о людях военной профессии с помощью картинок (выбирают картинку и с помощью вопросов описывают)
Воспитатель: Сначала надо назвать того, кто изображен на картинке. Потом рассказать, в каких видах войск они служат, какие головные уборы у них, какая техника и оборудование нужно для службы.
Дети по очереди составляют описательный рассказ по картинке.
Это танкист, он относится, к наземным, сухопутным войскам. Танкист управляет танком, у танка нет колес, он передвигается с помощью гусениц. Танки могут проходить по любой местности. Танк вооружен пушкой, из которой он стреляет; одежда у танкиста это комбинезон и шлем.
Это лётчик, он относится к воздушным войскам. Лётчики летают на боевых самолетах и вертолетах. Головной убор летчика – синяя фуражка, военная форма –синий мундир.
Это пограничник он охраняет границу. Граница это пограничный столб окрашен зелеными и красными полосками. Пограничникам помогает на службе собака, она чувствует след и ведет за собой. Одежда у пограничников зеленая фуражка форма –камуфляж. Для защиты границы у пограничника есть автомат, и бинокль из которого он ведет наблюдение за границей.
Это моряк, он защищает нашу Родину на море. Он плавает на военном корабле. Корабли оснащены пушками бомбами, ракетами. Одежда у моряков полосатая тельняшка и на голове бескозырка. Главный на корабле капитан, он отвечает за весь корабль.
Воспитатель: Молодцы! Всех защитников знаете.
- Вставайте ребята около своих стульчиков сделаем физминутку.
Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянулись.
Раз -прыжок, два - прыжок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
И садись, работать нужно.
Игра «Кем я хочу стать?» Воспитатель: Давайте назовем, кем бы вы хотели стать. Ребенок выбирает картинку, где изображен человек военной профессии и рассказывает, кем он хочет быть. «Я буду пограничником…десантником, летчиком, танкистом и т.д.» Воспитатель: Если в армии есть столько разных видов войск, то такая армия, конечно же, сильная: она может защитить свою страну в небе, на земле, на море.
Воспитатель: Какими качествами должны обладать солдаты? Дети: Они должны быть сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д. Воспитатель: - Наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже пойдут служить в армию.
Воспитатель: - Ребята из вас получатся хорошие солдаты. И это мы сейчас проверим.
Игра «Один – много».
Лётчик – много лётчиков; моряк, парашютист, танкист, пограничник, ракетчик.
Игровое упражнение «Громко - тихо»
Воспитатель: Я буду говорить слова громко, а вы должны сказать тихо почти шепотом и разделить на слоги хлопками.
Воспитатель: (громко): Пилот!
Дети (тихо): Пи-лот.
Воспитатель: (громко): Солдат!
Дети (тихо):Сол-дат.
Воспитатель: (громко): Пушка!
Дети (тихо):Пуш-ка.
Воспитатель: (громко): Защитник!
Дети (тихо): За-щит-ник!
Воспитатель: Слово «защитник» длинное слово, давайте скажем еще раз все вместе. А теперь это слово повторит Азамат.
Воспитатель:- Ребята, солдаты, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие.
- Скажите, на каких машинах передвигаются военные?
Дети: - На самолётах, кораблях, танках, ракетах, вездеходах.
Воспитатель: - Как можно назвать этот вид транспорта одним словом?
Дети: - Военная техника.
Воспитатель: - Ребята, я так рада за вас! Вы отлично отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями.
Воспитатель: - Вот мы и рассказали, какой праздник мы отмечаем 23 февраля. Итог: Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, о каком празднике мы сегодня с вами говорили? (23 февраля, День Защитника Отечества).
- Кому посвящен этот праздник? (военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам)
-Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (служить в армии, много тренироваться, быть смелым, сильным, быстрым, метким, бесстрашным).