Занятие 

организованной образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«День защитника Отечества»

Цель: формирование представлений детей об армии, о родах войск, об особенностях военных профессий.

Задачи:

Образовательные: уточнить представления детей о нашей армии; - формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки (танкист, лётчик, моряк, пограничник)

Развивающие: - развивать связную речь, внимание, мышление;

- развивать умение правильно употреблять глаголы единственного и множественного числа и числительные с существительными.

Воспитательные: - воспитывать уважение и любовь к Родине, гордость за наших воинов и уважение к людям военных профессий.

Предварительная работа: 

- беседы о защитниках нашей Родины;

- чтение художественной литературы о Российской Армии;

- заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

- рассматривание картинок «Защитники Отечества»

Словарная работа: Отечество, защитник, артиллерист.

Методические приёмы:словесный, наглядный, показ, пояснения, поощрения, индивидуальная работа, анализ.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: Открытка, рассматривание иллюстрации по теме «Солдаты разных родов войск», макет: модели военной техники, конверт с письмом, картинки для игры «Один - много».

Ход ООД

Организационный момент (дети стоят на коврике)

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс нам письмо. Хотите узнать от кого и что нам пишут? Дети: - Да Воспитатель: Давайте прочитаем.

Здравствуйте, ребята! Мне сегодня Мальвина подарила вот такую открытку с 23 февраля (показывает). Ребята, помогите узнать, что за праздник отмечают 23 февраля в нашей стране.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Буратино.

Дети: - Да

Воспитатель: Кто скажет, что за праздник отмечают 23 февраля?

Дети: «День защитника Отечества»

Воспитатель: Верно, как вы думаете, кто такие защитники? Дети: Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Родину?  Дети: Нет Воспитатель: Совершенно верно, не зря сказано «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Воспитатель: Чтобы стать защитниками нашей Родины, нужно быть сильными и крепкими.

И начнем мы с разминки язычка:

Чок-чок-чок- поработай язычок.

- «Почистить пулемет» По очереди чистим нижние и верхние зубы.

- «Танк»-многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…

- «Пулемётная очередь» - рот открыт, губы в улыбке произносим длительно звук д-д-д.

Чистоговорка

Жу-жу-жу – я границу сторожу,

Ши-ши-ши – зашуршали камыши.

Жу-жу-жу – я в дозоре хожу,

Ши-ши-ши – спите сладко, малыши.

Игра «Кто что делает?»

Воспитатель: Наша армия большая и сильная. Давайте вспомним, что делают, чем занимаются военные. Я называю профессию, а вы говорите, что делает этот человек.

Воспитатель: Летчик.

Ребенок : Управляет самолетом.

Воспитатель: Капитан военного корабля.

Ребенок: Управляет кораблем, отдает команды.

Воспитатель: Танкист.

Ребенок: Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет.

Воспитатель: Пограничник.

Ребенок: охраняет государственную границу.

Воспитатель: Подводник.

Ребенок: охраняет границу с моря, служит на подводной лодке.

 - И с этим заданием вы справились.

Составление описательного рассказа Воспитатель: А сейчас, ребята давайте, попробуем рассказать о людях военной профессии с помощью картинок (выбирают картинку и с помощью вопросов описывают)

Воспитатель: Сначала надо назвать того, кто изображен на картинке. Потом рассказать, в каких видах войск они служат, какие головные уборы у них, какая техника и оборудование нужно для службы.

Дети по очереди составляют описательный рассказ по картинке.

Это танкист, он относится, к наземным, сухопутным войскам. Танкист управляет танком, у танка нет колес, он передвигается с помощью гусениц. Танки могут проходить по любой местности. Танк вооружен пушкой, из которой он стреляет; одежда у танкиста это комбинезон и шлем.

Это лётчик, он относится к воздушным войскам. Лётчики летают на боевых самолетах и вертолетах. Головной убор летчика – синяя фуражка, военная форма –синий мундир.

Это пограничник он охраняет границу. Граница это пограничный столб окрашен зелеными и красными полосками. Пограничникам помогает на службе собака, она чувствует след и ведет за собой. Одежда у пограничников зеленая фуражка форма –камуфляж. Для защиты границы у пограничника есть автомат, и бинокль из которого он ведет наблюдение за границей.

Это моряк, он защищает нашу Родину на море. Он плавает на военном корабле. Корабли оснащены пушками бомбами, ракетами. Одежда у моряков полосатая тельняшка и на голове бескозырка. Главный на корабле капитан, он отвечает за весь корабль.

Воспитатель: Молодцы! Всех защитников знаете.

- Вставайте ребята около своих стульчиков сделаем физминутку. 

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянулись.

Раз -прыжок, два - прыжок,

Отдохнул ли ты, дружок?

Помаши кистями дружно

И садись, работать нужно.

Игра «Кем я хочу стать?» Воспитатель: Давайте назовем, кем бы вы хотели стать. Ребенок выбирает картинку, где изображен человек военной профессии и рассказывает, кем он хочет быть. «Я буду пограничником…десантником, летчиком, танкистом и т.д.» Воспитатель:  Если в армии есть столько разных видов войск, то такая армия, конечно же, сильная: она может защитить свою страну в небе, на земле, на море.

Воспитатель:  Какими качествами должны обладать солдаты? Дети: Они должны быть сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д. Воспитатель: - Наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже пойдут служить в армию.

Воспитатель: - Ребята из вас получатся хорошие солдаты. И это мы сейчас проверим.

Игра «Один – много».

Лётчик – много лётчиков; моряк, парашютист, танкист, пограничник, ракетчик.

Игровое упражнение «Громко - тихо»

Воспитатель: Я буду говорить слова громко, а вы должны сказать тихо почти шепотом и разделить на слоги хлопками.

Воспитатель: (громко): Пилот!

Дети (тихо): Пи-лот.

Воспитатель: (громко): Солдат!

Дети (тихо):Сол-дат.

Воспитатель: (громко): Пушка!

Дети (тихо):Пуш-ка.

Воспитатель: (громко): Защитник!

Дети (тихо): За-щит-ник!

Воспитатель: Слово «защитник» длинное слово, давайте скажем еще раз все вместе. А теперь это слово повторит Азамат.

Воспитатель:- Ребята, солдаты, о которых мы сегодня говорили – это военнослужащие.

- Скажите, на каких машинах передвигаются военные?

Дети: - На самолётах, кораблях, танках, ракетах, вездеходах.

Воспитатель: - Как можно назвать этот вид транспорта одним словом?

Дети: - Военная техника.

Воспитатель: - Ребята, я так рада за вас! Вы отлично отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями.

Воспитатель: - Вот мы и рассказали, какой праздник мы отмечаем 23 февраля. Итог: Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, о каком празднике мы сегодня с вами говорили? (23 февраля, День Защитника Отечества).

- Кому посвящен этот праздник? (военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам)

-Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (служить в армии, много тренироваться, быть смелым, сильным, быстрым, метким, бесстрашным).